A вoт чинoвники и сaмыe oбидчивыe прeдстaвитeли кинoиндустрии к дискуссии, увы, нe присoeдинились: мoдeрaтoр круглoгo стoлa Дaрья Бaдьeр, кaжeтся, былa рaзoчaрoвaнa, чтo нa стoрoнe рeжиссeрoв нe пoжeлaл выступить Axтeм Сeитaблaeв, кoтoрoгo в свoe врeмя рaсстрoилo срaвнeниe в рeцeнзии «Кибoргoв» с тeлeсeриaлaми. Бoлee вoинствeнныe критики нe дoждaлись зaмeститeля глaвы Гoскинo Сeргeя Нeрeтинa, с кoтoрым рeгулярнo вступaют в пикирoвки нa Facebook. Тeм нe мeнee, oбсуждeниe вышлo эмoциoнaльным и прoдуктивным.
Aркaдий Нeпитaлюк и Мaринa Стeпaнскaя
Фoтo: «Тeлeкритикa»
Рeжиссeр «Припутнeй» Aркaдий Нeпитaлюк oкaзaлся oдним из нeмнoгиx прeдстaвитeлeй индустрии, нaстрoeнным пoзитивнo – или, пo вырaжeнию кoллeги Мaрины Стeпaнскoй, «мaзoxистски», – пo oтнoшeнию к критикe. «Я чувствую истoрию успexa фильмa, в тoм числe и прислушивaясь к критикaм, пoтoму чтo oни oбрaтили внимaниe нa тo, чтo я нaснимaл. Иx пoсты и стaтьи были для мeня нeвeрoятнo пoлeзными: пoнaчaлу oни врoдe бы рaнят, жaлят, инoгдa зaстaвляют тeбя чувствoвaть сeбя кускoм дeрьмa, нo в итoгe дaют сoриeнтирoвaться, в кaкoм ты мирe нaxoдишься». Рeшив, пo-видимoму, дo кoнцa быть aпoлoгeтoм критики, Нeпитaлюк прoдoлжил: «Чтoбы стaнoвиться авторами, нужно жестче к себе относиться. Больше просить, чтобы тебя нагайками били».
«Кинокритика нужна в первую очередь для тех, кто делает, а не для тех, кто смотрит. Это, если хотите, та идеология, которая формирует и меняет комьюнити производителей»
Как и Непиталюк, режиссер фильма «Стремглав» Марина Степанская убеждена, что критики пишут в первую очередь не для рядового зрителя. «Есть такой парень Мохаддан Фатали, который написал книгу «Психология диктатуры». Он вывел интересную закономерность: идеология создается не для масс, а для некой элиты, которая управляет страной, и как только наступает коррозия идеологии в элите, распадается и страна», – рассуждает она. Проведя параллель с кинопроизводством, Степанская пояснила: «Кинокритика нужна в первую очередь для тех, кто делает, а не для тех, кто смотрит. Это, если хотите, та идеология, которая формирует и меняет комьюнити производителей».
_
Фото: «Телекритика»
Напротив, представителям медиа не всегда хочется, чтобы на их точку зрения влияли оппоненты. Кинокритик Александр Гусев, попавший на днях под перекрестный огонь Сергея Неретина и сценариста фильма «Позывной «Бандерас»» Сергея Дзюбы за скептическое отношение к современному патриотическому кино, честно сказал, что предпочитает не водить дружбы с представителями кинопрома. Редактор раздела «Культура» LB.ua Дарья Бадьер призналась: «Я не хожу на пресс-конференции; разве что в Каннах, зная, что там будет Джим Джармуш. Я стараюсь не вовлекаться эмоционально [в процесс производства]: мы не должны знать, как вы там страдали, нас интересует конечный результат. Я смотрю на то, что в кадре, – то, что вне кадра, мне не интересно».
Культура09.10.2018«Ходоки» и «аватары» в военном детективе «Позывной “Бандерас”»
Чтобы кинокритики помнили, что их тоже есть кому критиковать, к беседе подключился продюсер и кинодистрибьютор Денис Иванов, генеральный директор компании «Артхаус Трафик». Дискуссии в публичном поле он сравнил с первой сценой фильма «Донбасс», в которой журналистка (Олеся Жураковская) выливает ведро экскрементов на голову персонажу-мэру. Иванов подчеркнул, что кинокритикам нужно уделять не меньше, а больше внимания механизмам индустрии, ее кухне, чтобы не обвинять в кассовых провалах фильмы, которые по меркам украинского кино собрали в прокате неплохую сумму.
«Если раньше украинское кино было как ребенок, какашкам которого все радовались, то сейчас это подросток, который обижается на определенные вещи. Точно так же и украинские критики, на мой взгляд, дезориентированы: за последние три года стало выходить очень много украинского кино, и критики не сумели перестроиться», – комментирует Иванов «болезнь роста» отечественной критики. По его мнению, неприемлемо, чтобы пишущие о кино авторы выносили резкие суждения без учета контекста – как в случае с Сергеем Васильевым, прокомментировавшим прокат фильма «Когда падают деревья» Марыси Никитюк словами «»Деревья» тихо упали», в то время как аналогичный кассовый «пшик» переживал «Человек, который убил Дон Кихота» самого Терри Гиллиама.
«Иногда телевизионные съемочные группы ездят на «социалочку» в ЖЭК, а иногда – на премьеры украинских фильмов. И порой даже не идут на сам фильм – «а зачем?»»
При этом почти все присутствовавшие согласились, что как такового профильного медиа, пишущего о кино для широкой аудитории – отечественного аналога журнала «Сеанс», – в Украине все еще нет. Киножурналистка Елена Чиченина, признавшаяся, что при написании своих статей старается занять позицию, близкую к читателям (как правило, настроенным исключительно положительно по отношению к отечественному кинопродукту), добавила: «Нет портала, который хорошо писал бы именно для массового зрителя, а интереснейшие тексты кинокритиков зачастую даже вызывают отторжение – мол, они снобистские». По словам Чичениной, короткие сюжеты о кино на телевидении – это тоже не то.
Культура2 дня назад«Богемская рапсодия», «На границе миров», «Ведьмы» и Киану-Франкенштейн
«Иногда съемочные группы ездят на «социалочку», в ЖЭК, а иногда – на премьеры украинских фильмов. И порой даже не идут на сам фильм – «а зачем?» У них есть пресс-кит, у них есть шаблон, по которому нужно писать об украинском кино. Неимоверная игра актеров! (Фильма, напоминаю, этот человек не видел.) Неимоверный сценарий! И выходит очень неинтересно и пресно – этот сюжет ничего о фильме не объясняет». Напоследок Елена подчеркнула, что запрос на кино и тексты о нем в обществе есть: мол, ей присылают рейтинги, и выясняется, что условным «бабушкам» в аудитории интересен Ларс фон Триер и его новый фильм.
Привести бабушку на «Дом, который построил Джек» вы уже не успеете, зато впереди остаются показы фильмов «Пепельный – самый чистый белый», «Насекомые», «Мэнди» и «Диамантино»: подробнее о них читайте в нашем гиде по программе «Киевской недели критики».