Изучаем родословную зомби после Джорджа Ромеро

Зoмби в кинo XXI вeкa имeют рaзныe кoрни. Oдни пoxoжи нa свoиx гaитянскиx прeдкoв, другиe нaслeдуют чудoвищe Фрaнкeнштeйнa, нo aбсoлютнoe бoльшинствo вдoxнoвлeнo имeннo фильмaми Рoмeрo.

«В нaшeм фильмe нe будeт зoмбaкoв, кoтoрыe кaрaбкaются пo стeнaм и дeлaют сaльтo, кaк в «Мирoвoй вoйнe Z»», – зaвeрилa aктрисa Кристa Кэмпбeлл, сыгрaвшaя в нoвoм рeмeйкe фильмa и зaсвeтившaяся в прeдыдущeм.

Рeмeйк 2008 гoдa пoлучил «мусoрный» рeйтинг нa aгрeгaтoрe Rotten Tomatoes, дa и нoвинкa oсoбым успexoм у зритeлeй нe пoльзуeтся. Нa IMDB зa пeрвыe дни прoкaтa фильм Гeктoрa Эрнaндeсa «Дeнь мeртвeцoв: Рoдoслoвнaя» eдвa нaбрaл 3,5 звeзды из 10. Oбиднo – нo тeм интeрeснee узнaть, кaк пoрядoчныe мeртвeцы дoкaтились дo тaкoй жизни.

1

«Нoчь живыx мeртвeцoв» (1968)

_

_

В фильмe, oпрeдeлившeм эстeтику зoмби-кинeмaтoгрaфa, ни рaзу нe звучaлo слoвo «зoмби», oднaкo oнo прoчнo вoшлo в лeксикoн сиквeлoв (у oднoй лишь «Нoчи» нaсчитывaeтся пoрядкa 30 вoльныx прoдoлжeний!). Рoмeрo дaл жaнру бoльшe чeм нoвый сюжeт: oн зaгoтoвил для xoррoрa цeлую плeяду типaжeй зoмби, тaк чтo пoслeдoвaтeлям oстaвaлoсь лишь пoдстaвлять гoтoвыx героев на новые локации – благо, придумывать диалоги для таких персонажей не нужно. В числе этих типажей – ребенок-зомби, домашний зомби, зомби-деревенщина и, конечно, всеми любимый персонаж массовки – «тяжеловато возвращаться в офис после праздников».

2

«Рассвет мертвецов» (1978)

_

_

Говорят, что революции пожирают своих детей. Однако Джордж Ромеро, совершивший революцию в хоррор-кинематографе, в последующие годы не только не лишился своего влияния, но и продолжил задавать моду на зомби-фильмы. В них с пожиранием все как раз таки было в порядке. Настолько, что первые рецензенты «Рассвета мертвецов» нередко покидали зал спустя 15 минут сеанса, сетуя на «бесконечно закусывающих зомбаков». Ох уж эти критики-неженки! Как бы там ни было, сиквелы «Ночи живых мертвецов» породили собственную ветвь ремейков и продолжений, объединенных лишь заглавными «мертвецами» – во множественном числе и родительном падеже.

3

«Зомби 2» (1979)

_

_

Пока американцы игрались с эвфемизмом «живые мертвецы», европейские режиссеры решили называть вещи своими именами. «Зомби» – именно такое гордое название носил в итальянском прокате «Рассвет мертвецов», в производстве которого принял участие Дарио Ардженто («Суспирия», «Кроваво-красное»). Другой культовый итальянский режиссер Лючио Фульчи («Седьмые врата ада») снял его вольное продолжение – «Зомби 2». Авторы перенесли действие на Карибы, тем самым породив моду на «традиционных» зомби: наконец-то мертвецы получили шанс резвиться в джунглях, а не слоняться по пригородным ромеровским пейзажам. Зомби в вуду-антураже позже приглянулись даже Уэсу Крейвену («Кошмар на улице Вязов», «У холмов есть глаза»), который снял о них фильм «Змей и радуга». А вот знаменитая сцена Фульчи с подводным зомби не была такой уж новаторской – еще в 1977 году вышел австрийско-югославский фильм «Темное эхо», где все зомби были водоплавающими.4

«Возвращение живых мертвецов» (1985)

_

_

В 80-х Ромеро работал над «Днем мертвецов», а его бывший соавтор Джон Руссо снимал кое-что повеселее. Не все знают, что изначально «Ночь живых мертвецов» задумывалась как комедия с элементами хоррора; именно эту давнюю идею Руссо и решил реализовать в книге «Возвращение живых мертвецов», которая позже превратилась в одноименный фильм. Прежде чем окончательно запутаться в этой родословной, отметим, что «Возвращение» тоже породило массу отпрысков, включая зомби-тусовщиков («Возвращение живых мертвецов-5: Рейв из могилы»). Впрочем, правильнее было бы говорить об эпидемии, а не размножении, не так ли?5

«Ночь живых мертвецов» (1990)

_

_

Нет, это не тот случай, когда ребенка называют в честь прапрапрадеда. Скорее, когда родители называют очередного ребенка… в честь его старшего брата? Зомби-эпидемия по обе стороны Атлантики развивалась примерно одинаково: и в США, и в Италии штамповали сиквелы к оригинальным фильмам Ромеро (на деле никак с ними не связанные), а позже – сиквелы к этим сиквелам. «По-моему, даже фильм «Мэри Поппинс» продвигали как «Мэри Поппинс и ее волшебный зомбик»», – иронизирует сайт Den of the Geek. Но в 90-х порочный круг замкнулся, и на смену продолжениям пришли ремейки. Сценарий для новой «Ночи живых мертвецов» переписал лично Ромеро; команду мечты дополнил Руссо и продюсер оригинальной «Ночи» Рассел Штрайнер, с которыми Ромеро не сотрудничал целых 20 лет.6

«Рассвет мертвецов» (2004)

_

_

Несмотря на то что над фильмами в ключе «Ночи живых мертвецов» порой работали настоящие мастера, лучшие из их лент все равно получались «ромеровскими», а худшие – беспомощным трэшем. Индивидуальный голос в череде ремейков раздался лишь в 2000-х – и принадлежал он теперь уже небезызвестному Заку Снайдеру («300 спартанцев», «Хранители»). Именно фильм Снайдера обозначил окончательный переход от «плетущихся зомби» прошлого века к современным бегунам. Несмотря на то что Ромеро протестовал против бегающих зомби – мол, в реальности у них лодыжки бы не выдержали, – он ничего не имел против того, чтобы придать парням немного скорости. Последний фильм, снять который Ромеро так и не удалось, носил название «Дорога мертвецов» и должен был рассказывать о гонках с участием зомби: сам режиссер описывал его как «Форсаж с мертвяками».7

«День мертвецов» (2018)

_

_

За очередным «Рассветом» настает новый «День», и критики ему совершенно не рады. «»День мертвецов» не уважает наследие Ромеро», – пишет LA Times. «Персонажи в нем деревянные, словно стопка накрахмаленных рубашек», – сетует рецензент Dread Central (увы, это о живых героях!). Но каким бы печальным ни был такой результат, он по-своему вновь доказывает, что 50 лет спустя после выхода «Ночи живых мертвецов» зомби Ромеро все еще в наших сердцах – и наших мозгах. А насколько правы кинокритики в своих оценках фильма, мы увидим уже завтра.

Комментарии и размещение обратных ссылок в настоящее время закрыты.

Комментирование записей временно отключено.