Вoзмoжнo, «Усaтый фaнк» измeнит этoт стeрeoтип. Мы пoгoвoрили сo сцeнaристoм фильмa Витaлиeм Бaрдeцким o сoздaнии фильмa, a зaoднo пoинтeрeсoвaлись у мeлoмaнa и кoллeкциoнeрa Григoрия Ивaнцивa (мaгaзин Vinyl Grooves) o кoллeкциoнныx рeдкoстяx укрaинскoгo рoкa.
Группы футуристичeскиe и псиxoдeличeскиe
ВИA «Кoбзa»
_
Нa укрaинскиe рoк-группы, пoявившиeся в кoнцe «oттeпeли» – нaчaлe «зaстoя», принятo смoтрeть снисxoдитeльнo: мoл, этo были тeпличныe кoллeктивы, кoтoрым пaртия рaзрeшилa в нeкoтoрoй стeпeни кoпирoвaть зaпaдныx звeзд. Сцeнaрист фильмa, oднaкo, oписывaeт фeнoмeн укрaинскиx ВИA сoвсeм пo-другoму.
«Здeсь мы имeeм дeлo с тaк нaзывaeмoй сцeнoй – тo eсть дoвoльнo ширoкoй плaтфoрмoй, кoтoрaя oбъeдиняeт испoлнитeлeй пo oпрeдeлeнным стилeвым признaкaм. Кaк, скaжeм, нeмeцкий krautrock примeрнoгo тoгo жe врeмeннoгo oтрeзкa или брaзильский baile funk. И я нe прикaлывaюсь, кoгдa дaю тaкиe пaрaллeли – пo урoвню твoрчeскиx aмбиций нaши 70-e сoпoстaвимы с глoбaльными явлeниями. Я вoспринимaю «усaтый фaнк» кaк музыку футуристичeскую, псиxoдeличeскую и oригинaльную. Сeйчaс мы прeимущeствeннo знaeм нaшу эстрaду ужe 80-x, кoгдa систeмa всe-тaки пeрeмoлoлa oригинaтoрoв, кoгдa мeтрoпoлия всoсaлa бeссчeтнoe кoличeствo музыкaнтoв, a тexнoлoгии пришли в видe клaвишныx бaлaлaeк, – рaсскaзывaeт Бaрдeцкий. – Усaтый фaнк прeдлaгaeт мoдeль, кoтoрaя в свoe врeмя была реализована, возможно, процентов на 10%…»
Протест, который не снился 90-м
_
_
«Вокально-инструментальный ансамбль 70-х обязательно должен был быть прикреплен к официальному советскому органу, который (по крайней мере на бумаге) контролировал и нес ответственность за репертуар артистов. Например, ВИА «Арніка» создавалась под эгидой управления аптек Львова, а чуть более поздняя коллаборация этого коллектива – «Медикус», указывается на пластинке как «ансамбль Львовского медицинского института»», – рассказывает Григорий Иванцив.
Но тот факт, что советские гитарные коллективы состояли «на балансе» местных филармоний, а музыканты гастролировали по плану и получали официальные зарплаты в музучреждениях, не мешал развитию уникального стиля. И этот стиль сам по себе воплощал протест. «Усатый фанк был эстетической платформой, которая по своей сути была антитезой совка, в сравнении с которой протестный запал всего перестроечного рока – детское явление», – считает Бардецкий.
Культура4 дня назадЧто слушать зимой 2018: самые ожидаемые альбомы начала года
Иногда приходилось идти на компромисс между формой и содержанием. «Рекомендованы и обязательны в репертуаре украинского ВИА 70-х были патриотическое произведение и/или опус автора из Союза композиторов, – продолжает Иванцив. – Так цензор мог пробежаться по списку песен ансамбля, увидеть имена «разрешенных» сочинителей и спокойно поставить подпись, зная, что дает зеленый свет «правильному» ансамблю. Конечно, сами артисты решали все эти условности очень тонко и хитро. Самый яркий пример – «Пісня про Щорса» первого ансамбля Тараса Петриненко «Візерунки шляхів». Песня Матвея Блантера («Шел под красным знаменем командир полка») тут подана в стиле latin funk».
За примерами того, как подобные группы попадали в немилость, далеко ходить не надо: группу «Эней», участники которой позже сформировали «Візерунки шляхів», в начале 70-х убрали из эфиров, обвинив в «буржуазном национализме». Остаются туманными обстоятельства смерти в 1979 году композитора Владимира Ивасюка, песни которого исполняли как София Ротару, так и украинские арт-рокеры вроде «Водограя»: многие убеждены, что он не покончил с собой, а был устранен советской властью.
Питчинг Госкино – играючи
Съемочная группа «Усатого фанка»
_
«Вообще, с точки зрения качества песен – того, что называется сонграйтинг – это были, наверное, лучшие времена для поп-музыки, – считает Бардецкий. – Где-то год назад мы с моим хорошим приятелем Максом Черным начали делать эдиты (edits) украинских танцевальных «боевиков» 70-х, пытаясь придать им более актуальное звучание. Когда таких редакций появилось около десятка, у меня возникло название для проекта с нарочной грамматической ошибкой – Mustache Fank».
«Позже кто-то из знакомых из сферы кино удивился, что я не подаюсь на питчинг Госкино с проектом фильма о ВИА. Андрей Граница вписался в проект как продюсер, и мы довольно легко и успешно прошли питчинг. Может, из-за того что я больше человек с корнями в шоубизе, фильм будет веселым, развлекательным – это отличало нас от других проектов».
«Усатый» винил для западных диджеев
Цена этого лота на одном из сетевых аукционов стартует со 125 грн
_
Съемки фильма стартуют лишь в начале 2018 года, поэтому о конкретных героях говорить еще рано. «Абсолютного большинства групп уже не существует, – рассказывает сценарист. – Однако очевидно, что фильм расскажет про «Арніку», «Кобзу», «Водограй», «Візерунки шляхів», «Опришків»…»
Авторы фильма убеждены, что эти имена на слуху не только у старшего поколения, но и у продвинутой молодежи.
«Молодняку не нужно что-то особо пояснять – все знают, что это была крутая музыка. Попробуйте купить пластинку «Візерунків шляхів» – дешевле 500 грн вы ничего не найдете, да и вообще не найдете, потому что «неофиты» уже все расхватали», – говорит Бардецкий.
Пробежавшись по международной базе музыкальных релизов Discogs, можно обнаружить, что за некоторые издания альбомов «Кобзы» продавцы просят до 200 евро.
«Самая дорогая пластинка из этой категории – ансамбль «Візерунки шляхів» – на цветной пластинке в идеальном состоянии стоит до 2 тыс. грн»
«Наиболее распространенные и недорогие пластинки – «Чарівні гітари», «Кобза», «Ватра», «Смерічка», они могут стоить от 50 до 300 гривен, – рассказывает Григорий Иванцив. – Чуть дороже оцениваются и реже встречаются записи ВИА «Водограй», «Арніка», «Візерунки шляхів», «Медікус» і «Опришки». Самая дорогая пластинка из этой категории – ансамбль «Візерунки шляхів», цена вариант на цветной пластинке в идеальном состоянии может достигать 2 тыс. гривен». А вот среди иностранных покупателей, по словам Григория, украинским роком больше всех интересуются диджеи и битмейкеры, хотя обычные меломаны тоже встречаются. «Три самые популярные пластинки у иностранцев – «Водограй», «Чарівні гітари», «Медікус». Важно добавить – этот винил покупают не эмигранты, а люди, которые недавно узнали об этих коллективах из меломанских блогов или Youtube».
Однако создатели фильма рассчитывают и на взрослого отечественного слушателя. «С другой стороны, хочется также апеллировать и к старшему поколению, историческая музыкальная память которого преимущественно оккупирована всякими «Старыми песнями о главном» – несмотря на то, что именно украинская поп-музыка 70-х доминировала на просторах нашей бывшей страны», – поясняет сценарист.
Тем же, кто совсем не знаком с этим этапом отечественной музыкальной истории, Бардецкий предлагает послушать собранные им миксы «украинской поп-психоделии». Совершить же полноценное путешествие в «золотую эпоху украинской поп-музыки» можно будет относительно скоро: релиз фильма запланирован на сентябрь 2018 года.