Любовь, смерть, три билборда, четыре глобуса

Eщe дeсять лeт нaзaд зaядлыe тeaтрaлы зaгaдoчнo улыбaлись при упoминaнии слaвнoй ирлaндскoй фaмилии Мaкдoнa, и нe зря. Рeжиссeр и сцeнaрист Мaртин Мaкдoнa успeл прoслaвиться в кaчeствe тeaтрaльнoгo дрaмaтургa зa дeсятoк лeт дo пoлнoмeтрaжнoгo дeбютa «Зaлeчь нa днo в Брюггe», кoтoрый изряднo смутил нe тoлькo нeoкрeпшиe умы. Сaм Мaкдoнa лукaвo признaвaлся журнaлистaм в тoм, чтo нe видит для сeбя oсoбoй рaзницы мeжду пьeсoй и сцeнaриeм фильмa. Прoстo eсли пo фaкту пoлучaeтся бoльшe лoкaций, нaчинaeтся пoиск финaнсирoвaния фильмa. A кoгдa мeньшe – oтдaeт рукoпись в тeaтр.

_

_

Нo дaжe eсли этo признaниe сдeлaнo было ради красного словца, новый фильм «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури» показывает, что как постановщик Макдона стал мощной и вполне самостоятельной фигурой в кино, вполне осязаемо приблизившись к своему кумиру Мартину Скорсезе. И нарочитая театральность «Залечь на дно в Брюгге», и не всегда ловкие эксперименты устаревших еще по выходу «Семи психопатов» наконец-то остались в прошлом. Учитывая все ошибки предыдущих работ, включая малоинтересные женские персонажи, отчаянный ирландец заходит с самого мощного козыря, отдавая главную роль Фрэнсис Макдорманд.

Супруга Джоэла Коэна, снявшаяся в семи фильмах чудо-братьев (ее выход в «Славься, Цезарь» – едва ли не лучший эпизод ленты), Макдорманд относительно нечасто появляется на экране, предпочитая театр. Несмотря на то, что в ее активе есть «Оскар» за главную роль в полнометражном «Фарго» и три номинации, судя по всему, 60-летняя актриса только входит в свой золотой период. И что бы Макдона не рассказывал журналистам, сценарий «Трех билбордов…» он писал специально под актрису. Результат известен – премия «Золотой глобус» за одну из лучших ролей в карьере Макдорманд.

«Новым фильмом Мартин Макдона подвел черту под «периодом Тарантино» в своем творчестве и открыл «период братьев Коэн»

Мало того: пока что это лучший фильм в режиссерском активе Макдоны, отмеченный «Глобусом» за лучший сценарий и номинированный на премию как лучшая постановка. И хотя приз за лучшую режиссуру вполне справедливо ушел Гильермо Дель Торо, профессиональное киносообщество по достоинству оценило попытку Макдоны найти собственный уникальный язык. На что это похоже? Больше никакого постмодернизма и почти что без китча, а набившая оскомину театральщина превращается в элемент особого стиля. Так, сценарий сбалансирован, как отличная пьеса, где каждый герой, прописанный выпукло, как живой, проходит свой путь до конца, а сюжетные твисты предсказуемы, но внезапны – будто в жизни. Наконец, некоторая театральная условность работает на остранение, придавая фильму атмосферу легкой странности, ирреальности.

Можно сказать, что в новом фильме Макдона подвел черту под «периодом Тарантино» в своем творчестве и открыл «период братьев Коэн». Точно так же он находит второе дыхание в эстетике неовестерна с амбивалентными героями. Прячет под увлекательным сюжетом непростые и совсем нелестные размышления о времени, месте и людях. Точно так же находит новые краски для актеров в их привычных амплуа. Решительно, но изящно ломает привычные структуры – например, как во второй половине фильма «Старикам здесь не место», изменяется фокус на главного героя, в «Трех билбордах», простите за спойлер, главный протагонист не доживет до экватора ленты, а детективная линия вообще уйдет за кадр. Да и шутит Макдона все тоньше и все печальней. Впрочем, с чувством юмора у него и раньше не наблюдалось особых проблем.

Комментарии и размещение обратных ссылок в настоящее время закрыты.

Комментирование записей временно отключено.