Поезд на берегу Ладоги. О чем рассказывает «Коридор бессмертия»? | Кино | Культура | Аргументы и Факты

Выход в прокат к Дню Победы новых военных фильмов давно стал традицией. В этом году зрители увидят «Войну Анны» Алексея Федорченко – из конкурса прошлогоднего «Кинотавра», приключенческий фильм Сергея Саркисова «На Париж» с Дмитрием Певцовым и Сергеем Маковецким. А также в прокат выйдет картина «Коридор бессмертия», посвященная одному из не самых известных эпизодов Великой Отечественной войны и тем людям, которые целый год под обстрелом доставляли грузы в блокадный Ленинград по узкому перешейку на берегу Ладожского озера. 

Коридор смерти. Почему эта страница истории блокады Ленинграда была забыта?

Что за история стоит за фильмом?

Кольцо блокады вокруг Ленинграда замкнулось осенью 1941 года, и советские войска сразу же начали пытаться его прорвать. Сделать этого долго не удавалось, поэтому грузы в осажденный город и из него доставляли по «Дороге жизни», проложенной по льду Ладоги, или же баржами по озеру. В январе 1943-го Ленинградскому и Волховскому фронтам удалось соединиться, но пробитый коридор был узким, всего несколько километров шириной, и он проходил в пределах досягаемости немецких орудий. За месяц в этом коридоре была построена новая железнодорожная ветка, и уже в феврале в Ленинград пошли первые поезда, и эти поставки помогли городу справиться с голодом, а еще через год – окончательно снять блокаду.

Железная дорога в советской историографии получила название «Дорога победы», но из-за потерь – немцы обстреливали поезда до последнего – её неофициально называли «коридором смерти». Подвиг железнодорожников аналогов не имеет; за ночь они могли проводить в одну сторону до двадцати пяти поездов, а к осени наладили и пассажирское сообщение. Всего по этой дороге было проведено почти 5,5 тысяч составов. Дорога была закрыта в марте 1944-го, когда блокада Ленинграда была снята, а немецкие войска отброшены от города на 200-350 километров – тогда снабжение города вновь началось по октябрьской железной дороге.

Что показано в фильме?

Молодая девушка Маша Яблочкина (Анастасия Цибизова) пережила первую, самую страшную блокадную зиму. В конце 1942 года она вместе с подружкой поступает на железнодорожные курсы, на которых обещают кормить, но и требуют в ответ тяжелой работы. Вчерашние школьницы строят новую железнодорожную магистраль на отвоеванном у врага клочке земли, они работают под обстрелом, гибнут их товарищи, а обучают их машинисты старой закалки, которые сами уже не в состоянии вести паровозы – например, опытный Петрович (Игорь Ясулович).

В это же время из действующей армии забирают тех железнодорожников – машинистов и кочегаров, – которые правдой и неправдой ушли на фронт. Среди них оказываются весельчак и балагур Жора (Артём Алексеев), испанец Родригес (Хавьер Кальво), и бывший блатной по кличке Багдадский (Александр Яценко). Вместе с только что обученными на кондукторов и проводниц девушками им предстоит везти в Ленинград столь необходимые городу грузы и вывозить из города беженцев и ценное оборудование –всё это под обстрелом.

«Коридор бессмертия». Как зрители помогают снять фильм о блокаде Ленинграда

Кто снимал этот фильм?

Поставил картину Федор Попов, который больше известен в качестве продюсера («Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»), а среди его режиссерских работ есть комедия «Четыре таксиста и собака». Попов рассказывал АиФ, что работа над Коридором бессмертия» заняла около восьми лет; она получала господдержку от Минкульта (35 млн рублей), но для того, чтобы завершить фильм, потребовалось дополнительно организовывать и сбор средств.

«Удивительно, но факт строительства «Дороги Победы» как будто выпал из устоявшейся истории блокады. Наша обязанность — рассказать об этом подвиге и восстановить историческую справедливость», — считает он.

Сам режиссер узнал об этом эпизоде войны от соавтора сценария Дмитрия Коралиса, отец которого был политруком и начальником одного из поездов на трассе. Кроме того, есть реальные исторические прототипы и у главных героев – Маши и Жоры. Литературным консультантом картины был Даниил Гранин.

«Места прохождения трассы сохранились, но сегодня там всё изменилось до неузнаваемости. Застроены коттеджами, посёлками и берега Невы», – объясняет Попов. Поэтому снимался фильм совсем в других местах – на озере Ильмень, где строились декорации моста через Неву, под Великим Новгородом и Лугой, а также на полигоне в Щербинке.

Фильм уже показывали – ветераны Великой Отечественной увидели его еще в декабре 2018-го на киностудии «ЛенДок». А 27 января, к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, «Коридор бессмертия» показали в зале киноконцерна «Мосфильм».

Комментарии и размещение обратных ссылок в настоящее время закрыты.

Комментирование записей временно отключено.